Print page

Выставочная деятельность: тенденции и прогнозы

Выставочная деятельность: тенденции и прогнозы 13.12.2012

Сегодня мы завершаем публикацию исследования выставочной деятельности в России в 2011 году. Ее авторы анализируют цифры и тенденции как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в других российских регионах.

По числу отечественных экспонентов в Москве лидируют Экспоцентр (9733 фирмы), ГАО «ВВЦ» (5014 фирм), РЛП-Ярмарка (3842 фирмы), Текстильэкспо (3368 фирм), Крокус Интернэшнл (2817 фирм), МВК (2733 фирмы), РЕСТЭК (1985 фирм), Эксподизайн (1707 фирм), Евроэкспо (1683 фирмы); по иностранному участию — Экспоцентр (4425 фирм), Мессе Дюссельдорф Москва (1954 фирмы), РЛП-Ярмарка (1028 фирм), Евроэкспо (1022 фирмы), Текстильэкспо (954 фирмы), ВВЦ (946 фирм). В Санкт-Петербурге по числу отечественных и иностранных экспонентов лидирует Ленэкспо (4265 и 557 фирм соответственно).

В Москве за последние три года наблюдается стабильный рост площади нетто. По сравнению с 2010 годом площадь нетто выросла на 5,3%, по отношению к 2009 году рост составил 34,2%. Аналогичная ситуация наблюдается и с количеством экспонентов московских выставок. Общее количество экспонентов выросло на 13,8% к уровню 2010 года и на 22,9% — к показателям 2009 года. Соответственно отмечается рост количества отечественных и иностранных экспонентов как по отношению к 2010 году (+17,3% отечественные экспоненты, +4,6% — иностранные), так и к уровню 2009 года (+21,7% и +26,9% соответственно).

Другая тенденция наблюдается в Санкт-Петербурге. Здесь выставочная площадь нетто снизилась по отношению к уровню 2010 года на 18,1%, к 2009 году — на 15,6%. Общее число экспонентов сократилось на 0,5% и на 4,8% к уровню 2010 и 2009 года соответственно. Продолжает снижаться и отечественное участие. В 2011 году в выставках в Санкт-Петербурге приняло участие на 2,3% меньше экспонентов, чем в 2010 году, и на 5,5% меньше, чем в 2009 году. В отличие от отечественного участия зарубежное участие в Санкт-Петербурге выравнивается. После достаточно ощутимого падения в 2010 году мы наблюдаем рост 18% к 2010 году и 0,9% к 2009 году.

В федеральных округах России, исключая Москву и Санкт-Петербург, проведено 742 выставки, площадь нетто которых составила 904 289 кв. м, или 44,1% от общей площади выставок членов РСВЯ. Несмотря на рост выставочных площадей нетто в большинстве округов, отмечается небольшое снижение в Уральском федеральном округе (-1,8%) и более значительное снижение в Северо-Западном федеральном округе (-15,6%). Все остальные округа продемонстрировали рост относительно двух предшествующих лет.

В федеральных округах РФ без учета Москвы и Санкт-Петербурга в выставках приняла участие 63 161 фирма (+8,4%). Доля экспонентов, принявших участие в региональных выставках, составила 50,2% от общего числа экспонентов.

На выставках в 2011 году во всех округах было представлено 16 260 иностранных экспонентов из 109 стран мира (+7,3%). Количество иностранных экспонентов, принявших участие в выставках в Центральном федеральном округе, составило 12 280 (+5,4%). В выставках Северо-Западного федерального округа приняло участие 1685 иностранных экспонентов (+16,1%). Среди остальных регионов России инофирмы отдали предпочтение выставкам Приволжского ФО — 780 экспонентов (+55,7%), Сибирского ФО — 672 экспонента (-3,4%), Южного и Северо-Кавказского ФО — 620 экспонентов (-5,6%).

Самым распространенным инструментом ценовой политики выставочных операторов в 2011 году стало использование скидок (71% опрошенных), вместе с тем отмечена тенденция роста цен на участие в выставках (63%) и расширение экономичных форм участия (44%). По прогнозам на 2012 год, данная тенденция сохранится (с незначительными отклонениями от уровня 2011 года).

По результатам опроса, который проводился среди выставочных организаций в начале 2012 года, по итогам 2011 года большинство (77%) организаторов выставок зафиксировали рост прибыли. При этом 34% респондентов отметили прирост прибыли в пределах 0–10%, 32% респондентов — от 10 до 20%, 11% — более 20%. В сохранении положительной динамики этого показателя в 2012 году уверено 72% опрошенных компаний.

Относительно равномерный прирост объема площадей и оборотов выставочных компаний позволяет предположить, что основным источником прироста оборотов организаторов стало увеличение объема арендуемых выставочных площадей, а не увеличение стоимости участия для экспонентов.

Более половины опрошенных организаторов выставок заявили об увеличении затрат на рекламу и PR (52%), от 30 до 45% опрошенных — на обучение персонала (35%), приобретение техники и оборудования (43%), приобретение программного обеспечения (29%).

Продолжая тенденции прошлых лет, в 2011 году большинство организаторов выставок (87%) активно работало над расширением деловой и сопутствующей программы выставочных мероприятий; 92% планируют работать в этом направлении в 2012 году. Второе место по частоте упоминания (67%) занимает работа с посетителями-специалистами, в 2012 году активизировать это направление деятельности планируют 83% опрошенных. Об усилении использования информационных технологий, предоставления дополнительных услуг и программ для экспонентов заявила более чем половина опрошенных. 70% собираются в 2012 году эту работу продолжить. Таким образом, сформировалась тенденция роста вложений и активизации работы по направлениям, за счет которых повышается эффективность деятельности компании, качество и привлекательность выставочного продукта для экспонентов и общественности, что является залогом стратегического развития отрасли.

Евгений Шестинский,
ЦВК «Экспоцентр»,
Сергей Тюрин,
ТПП-Информ

http://www.tpp-inform.ru/ecology_culture/2982.html


Возврат к списку

Задайте вопрос


Ваше имя:*

Ваш e-mail:*

Текст сообщения:*

Защита от автоматического заполнения



Обновить изображение

Введите символы с картинки*

* - обязательные поля

Подписка на новости